Принципы Дубровника-Валетты для Национальных комитетов ИКОМОС

«Принципы Дубровника-Валетты для Национальных комитетов ИКОМОС»

Одобрено по существу Исполнительным комитетом в марте 2010 года на основе рекомендаций Наблюдательного комитета (Валетта, 2009)

Скачать на английском языке

Скачать перевод на русский язык 

 

Введение

В течение длительного времени ИКОМОС не знал, как поступать с Национальными комитетами. И хотя количество откровенно нефункциональных комитетов невелико, они представляют собой дилемму, поскольку самыми разными способами подрывают доверие к организации. Прежде всего, ИКОМОС является организацией, созданной для профессионалов в нашей сфере. Поэтому у наших коллег должна быть возможность пользоваться возможностями и контактами, предоставить которые может только хорошо организованный национальный комитет.

Процесс разработки методов расширения возможностей и функций Национальных комитетов начался со встречи Наблюдательного комитета в Эдинбурге в 2006 году. На встрече было принято решение создать в рамках Наблюдательного комитета четыре рабочих группы для выявления тех областей, в которых возможности и функции Национальных комитетов могут быть усовершенствованы. С этой целью участники встречи выработали соответствующие рекомендации. Рабочие группы должны были обратить особое внимание на участников Национальных комитетов, на их Уставы, на региональное сотрудничество между Национальными комитетами и на их участие в программе Всемирного наследия. Также рабочим группам было рекомендовано дать соответствующие инструкции Исполнительному комитету ИКОМОС. Позднее была создана пятая рабочая группа, в задачу которой входило наблюдение за открытостью и прозрачностью.

На встречах Наблюдательного комитета в Претории (2007 г.) и Квебеке (2008 г.) Президенты Национальных комитетов и их представители, участвующие в обсуждении, приняли ряд решений, направленных на внедрение новой модели Национальных комитетов.

Все Национальные комитеты должны руководствоваться в своей деятельности данными Принципами. Также они регулируют сотрудничество между комитетами, и взаимоотношения с другими организациями и органами ИКОМОС. Главной обязанностью каждого Национального комитета является обмен опытом и распространение знаний и информации среди участников комитета и других подразделений ИКОМОС. Национальные комитеты учреждаются и функционируют в соответствии с Уставом ИКОМОС. Поэтому их организация, структура и регламент видоизменяются с введением поправок в Устав.

Первая волна таких изменений ожидается уже в недалеком будущем. Вскоре начнется процесс, который позволит представительствам ИКОМОС в некоторых странах стать более активными организациями, чем они были прежде. Мы призываем Национальные комитеты, ради их собственного же блага, к сотрудничеству с целью реализации этих принципов, укрепления авторитета нашей организации, повышения ее эффективности, максимального удовлетворения запросов ее участников в их работе по охране памятников и объектов мирового культурного наследия.

Гидеон Корен
Координатор Рабочей Группы Наблюдательного Комитета
2006-2009

Данные принципы используются для оценки активности Национальных комитетов, качества оказываемых услуг и общей эффективности. Эти принципы заменяют «Рекомендации Дубровника».

Их основной целью является регламентация работы всех Национальных комитетов ИКОМОС и, если это необходимо, содействие нашей организации в ее усилиях усовершенствовать качество работы Национальных комитетов и профессионалов в сфере охраны культурного наследия отдельных стран, что должно позитивно сказаться и на состоянии мирового наследия в целом.
За внедрение и пересмотр этих Принципов отвечает Наблюдательный комитет. Работа начнется в 2011 году.

  1. Участники
    1. Общие принципы
      1. Авторитет ИКОМОС зависит от минимальных стандартов, применяемым ко всем участникам организации по всему миру, в то время как другие вопросы, отражающие культурное разнообразие Организации, могут быть оставлены на усмотрение отдельных Национальных комитетов, в соответствии со Статьей 13 Международного Устава.
      2. Задача ИКОМОС заключается в том, чтобы Национальные комитеты постоянно привлекали к сотрудничеству признанных экспертов в своей области специализации, представляющих все регионы планеты или соответствующей страны, а также молодых профессионалов, желающих работать в данной области. Всем им будут предоставлены широкие возможности и стимулы для активного участия в работе Комитета.
      3. Все участники должны быть ознакомлены с Декларацией о приверженности Этическим принципам, принятой ИКОМОС в Мадриде в 2002 году. Несоблюдение этих принципов может привести к исключению из организации.
      4. Наблюдательный и Исполнительный комитеты ИКОМОС имеют право оспаривать решения об отказе принять какое-либо лицо в члены организации или исключении из нее.
    2. Категории участников
      1. 4 категории участников организации определены в Статье 6 Устава ИКОМОС.
      2. Профессии и занятия, относящиеся к сфере сохранения памятников и достопримечательных мест, не ограничиваются списком приведенным в Статье 6 (a) (1).
      3. Национальные комитеты могут выделять в отдельную группу ассоциированных членов. Ассоциированные члены должны обязательно являться участниками Национальных комитетов, но при этом они не имеют права голоса. Подобный вид участия должен привлечь в организацию новых участников, кроме того, он служит дополнительным источником дохода для Национальных комитетов.
      4. Отдельной категорией индивидуальных участников являются молодые профессионалы, на которых распространяются правила, действующие в отношение обычных индивидуальных участников. Однако размер членского взноса для молодых профессионалов может быть снижен. Скидка составляет универсальный фиксированный процент (в настоящее время 50%) от суммы обычного взноса. Скидка распространяется на новых участников моложе 30 лет, а также на специалистов, работающих в сфере охраны культурного наследия менее 5 лет.
      5. Отдельной категорией индивидуальных участников являются студенты, на которых распространяются правила, действующие в отношение обычных индивидуальных участников. Также, как и молодые профессионалы, участники-студенты привлекаются меньшей суммой членских взносов.
    3. Членские взносы
      1. Все привилегии участников, в том числе, членские билеты и право голоса на Генеральной Ассамблее, предоставляются только после уплаты членских взносов.
      2. В особых обстоятельствах острой нужды, Исполнительный комитет может согласиться на снижение суммы членских взносов без утраты привилегий.
      3. В интересах Национальных комитетах – установить сумму членских взносов в размере, превышающем тариф, выплачиваемый Международному ИКОМОС. Таким образом, часть суммы может быть использована для работы Национального комитета.
  2. Сотрудничество с Национальными комитетами.
    1. Региональное сотрудничество уже давно было объявлено одним из главных приоритетов ИКОМОС. Национальные комитеты являются теми инструментами, с помощью которых ИКОМОС разрабатывает, внедряет и реализует свои международные программы. ИКОМОС ожидает, что Национальные комитеты будут активно участвовать в различных научных изысканиях и взаимном обмене опытом и знаниями с целью разработки междисциплинарных подходов к проблеме сохранения культурного наследия.

      ИКОМОС будет поддерживать региональное сотрудничество между Национальными комитетами с целью поощрения взаимопонимания в вопросе охраны культурного наследия, а также передачи соответствующих профессиональных знаний от поколения к поколению, в том числе, и вне ИКОМОС.

    2. Национальные комитеты проводят ежегодные собрания. Региональное деление комитетов в ИКОМОС совпадает с аналогичным делением, принятым в ЮНЕСКО (список прилагается).

    3. ИКОМОС стремится к поощрению регионального сотрудничества, а также особенно настаивает на том, чтобы более богатые и активные Национальные комитеты поддерживали новые Национальные комитеты в своем регионе или комитеты, испытывающие нехватку средств. При этом помощь должна оказываться с соблюдением регламента, чтобы гарантировать независимость более слабых комитетов. Международная база данных предоставляет широкие возможности для профессионального сотрудничества между участниками и Национальными комитетами.

    4. Национальные комитеты должны поощрять двусторонние и трехсторонние проекты, которые должны быть основаны не только на географической близости, но и на взаимных интересах, например, на общности языков или культурного наследия. Примерами сотрудничества различных регионов являются ОАГ (Организация американских государств), ИБЕРО, МЕРКОСУР (организации стран Латинской Америки), Карибское содружество, Совет Европы, и т.д.

    5. Как международная организация, придерживающаяся идеологического, политического и религиозного нейтралитета и делающая акцент на региональное сотрудничество, ИКОМОС может оказаться востребованной в зонах бывших конфликтов или стихийных бедствий, служа в качестве моста между различными культурами.

    6. Поиск по всему миру межправительственных и международных научных организаций, которые могут оказаться полезными для создания сети сотрудничества.

    7. Встречи Президентов Национальных комитетов проводятся по мере того, как в них возникает потребность, с целью обсуждения вопросов, вызывающих взаимный интерес или озабоченность.
  3. Сотрудничество между Международными научными комитетами и Национальными комитетами.
    1. Национальные комитеты рассматривают работу Международных научных комитетов как существенное подспорье в достижении целей ИКОМОС. Поэтому Национальные комитеты придают особое значение сотрудничеству с Международными научными комитетами.
    2. Все Национальные комитеты должны поощрять своих членов к участию в Международных научных комитетах, на условиях, обозначенных в «Принципах Эгера - Сиани», особенно в своих собственных Национальных научных комитетах.
    3. Национальные комитеты должны поощрять создание Национальных научных комитетов, занимающихся исследованиями в тех же областях, что и Международные научные комитеты. Национальные научные комитеты должны служить связующим звеном межу исследованиями, проводимыми на национальном и международном уровнях. Национальные научные комитеты и Международные научные комитеты обмениваются отчетами, обеспечивая интеграцию знаний и опыта своих участников и, тем самым, способствуя достижению целей ИКОМОС.
    4. Для обеспечения взаимодействия между Национальными и Международными научными комитетами, Председатель Национального научного комитета должен, по возможности, быть голосующим участником соответствующего Международного научного комитета, и в этом качестве, следить за обменом информацией между обоими комитетами. Если Национальным комитетом не было сформировано каких-либо Национальных научных комитетов, Председатель Национального научного комитета должен поддерживать связь с Международными научными комитетами и обеспечивать участие экспертов Национального комитета в деятельности Международных научных комитетов.
    5. С целью обеспечения открытости и доступности, протоколы и отчеты заседаний Международных научных комитетов публикуются на сайте ИКОМОС на как можно большем количестве языков. Если подобная публикация невозможна, копии документов передаются председателям Национальных комитетов.
    6. Президенты Национальных научных комитетов поощряются к обмену информацией с другими Национальными научными комитетами, работающими в той же области исследований или в междисциплинарных областях.
    7. Национальные комитеты поощряются к участию в подготовке исследовательских проектов Международных научных комитетов с целью обеспечения полноценного сотрудничества между Национальными комитетами и Международными научными комитетами, тем самым, способствуя достижению целей ИКОМОС.
  4. Участие Национальных комитетов в работе ИКОМОС по Всемирному наследию
    1. Одна из важнейших миссий ИКОМОС заключается в оценке Всемирного наследия, согласно принципам Конвенции о Всемирном наследии и действующим Операционным руководствам. Объекты Всемирного наследия назначаются соответствующим государством, но Национальные комитеты могут оказывать ему содействие в этом выборе.
    2. Национальные комитеты поощряются к развитию рабочих отношений с Национальным комиссиями ЮНЕСКО в соответствующих странах.
    3. Национальные комитеты могут в различной степени участвовать в процессе составления Предварительных списков Всемирного наследия и могут рекомендовать те или иные объекты для включения в Список Всемирного наследия. Национальные комитеты поощряются к участию в отборе объектов для включения в Предварительные списки Всемирного наследия и внесению своих предложений.
    4. Национальные комитеты поощряются к сотрудничеству с Отделом Всемирного наследия ИКОМОС, так как их мнение важно при отборе объектов. Мнения, высказанные Национальными комитетами, рассматриваются ИКОМОС как конфиденциальная информация.
    5. Национальные комитеты и Отдел Всемирного наследия ИКОМОС поддерживают диалог с целью поиска экспертов, необходимых для тех или иных миссий и составления оценочных отчетов.
    6. После того, как Комитет по Всемирному наследию включает тот или иной объект в Список Всемирного наследия, соответствующее государство и ИКОМОС поощряют Национальные комитеты к участию в мерах по защите, охране и управлению внесенными в список памятниками, проведении профилактического мониторинга объекта в тех случаях, когда это возможно.
    7. Национальные комитеты поощряются к посещению объектов с целью проведения экспертных оценок и наблюдательных миссий в своих странах, по приглашению Отдела Всемирного наследия ИКОМОС.
    8. За исключением Совета ИКОМОС по Всемирному наследию, ни один из органов ИКОМОС, включая Бюро ИКОМОС, Исполнительный комитет и Международный секретариат и Национальные комитеты, не имеют права принимать решения, высказывать мнения, делать заявления по проблемам Всемирного наследия в стране, где имеется действующий Национальный комитет, до тех пор, пока проект соответствующего заявления не будет рассмотрен и прокомментирован соответствующим Национальным комитетом. Может случиться, что ввиду временных ограничений, у Отдела ИКОМОС по Всемирному наследию не будет возможности для проведения консультаций. Тем не менее, эти консультации должны быть проведены, когда такая возможность представится.
    9. С целью поддержания диалога и обеспечения прозрачности, Отдел ИКОМОС по Всемирному наследию должен информировать Национальные комитеты о всех значимых событиях, имеющих отношение к Всемирному наследию, происходящих в их странах.
  5. Руководство и Уставы Национальных комитетов.
    1. Выборы
      1. Каждый Национальный комитет должен проводить выборы членов своего Бюро или Исполнительного комитета, по крайней мере, раз в три года. В Бюро или Исполнительный комитет должно входить не менее трех участников, одним из которых должен быть Президент Национального комитета.
      2. Каждый Национальный комитет решает, выбирается ли Президент участниками Национального комитета, или же сначала проходят выборы членов Бюро или Исполнительного комитета, которые затем назначают Президентом одного из своих участников.
      3. Президент выбирается на трехлетний период и не может занимать эту должность более трех раз подряд.
      4. Если Национальный комитет проводит выборы с нарушением этих принципов, то, в соответствии с законодательством данной страны, и после проведения соответствующих консультаций, Исполнительный Комитет ИКОМОС может призвать к проведению новых выборов среди участников ИКОМОС данной страны, прежде всего, среди участников, признанных Международным ИКОМОС.
    2. Соблюдение принципов
      1. Уставы всех Национальных комитетов ИКОМОС должны соответствовать данным принципам и Уставу ИКОМОС.
      2. Все действующие Национальные комитеты должны пересмотреть свои Уставы на предмет их соответствия данным Принципам.
      3. Каждый Национальный комитет высылает Ежегодные отчеты в Наблюдательный комитет и Международный секретариат. Эти отчеты должны подтвердить, что Национальный комитет не допускает следующих нарушений настоящих Принципов и Устава ИКОМОС:
        • Несоблюдение настоящих Принципов или Устава ИКОМОС,
        • Национальный комитет не выплачивает членские взносы ИКОМОС.
        • Национальный комитет не предоставляет Ежегодных отчетов.
        • Осуществляет деятельность, противоречащую задачам и целям ИКОМОС.
        • Не соблюдает решения Наблюдательного комитета, Исполнительного комитета ИКОМОС или Генеральной Ассамблеи.
        • Национальный комитет не проводит выборы.
      4. Наблюдательный комитет проводит мониторинг деятельности Национальных комитетов. Если он находит, что Национальный комитет не соблюдает положения настоящих принципов, он может рекомендовать Национальному комитету меры, которые помогут ему привести свою деятельность в соответствие с правилами.
      5. Если же Национальный комитет не исправляет выявленные нарушения, Наблюдательный комитет передает дело на рассмотрение Исполнительного комитета с рекомендациями о принятии коррекционных мер.
      6. В исключительных случаях, Национальный комитет, допустивший нарушения, не допускается на заседания Наблюдательного комитета и лишается права голоса на Генеральной Ассамблее ИКОМОС.

       

      Приложение к Принципам для Национальных комитетов.
      Список регионов ЮНЕСКО для осуществления проектов на национальном уровне

(Список регионов был утвержден Резолюцией ЮНЕСКО на 35-й Генеральной конференции (Париж, 2011).

Африка

  • Алжир
  • Ангола 
  • Бенин
  • Ботсвана
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Камерун
  • Кабо-Верде
  • Центрально-Африканская Республика
  • Чад
  • Коморские острова
  • Конго
  • Кот-д’Ивуар
  • Демократическая Республика Конго
  • Джибути
  • Египет
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эфиопия
  • Габон
  • Гамбия
  • Гана
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Кения
  • Лесото
  • Либерия
  • Ливийская Арабская Джамахирия
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Мали
  • Мавритания
  • Маврикий
  • Марокко
  • Мозамбик
  • Намибия
  • Нигер
  • Нигерия
  • Руанда
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Сенегал
  • Сейшельские острова
  • Сьерра-Леоне
  • Сомали
  • ЮАР
  • Судан
  • Свазиленд
  • Того
  • Танзания
  • Тунис
  • Уганда
  • Замбия
  • Зимбабве

Арабские государства

  • Алжир
  • Бахрейн
  • Джибути 
  • Египет
  • Ирак
  • Иордания
  • Кувейт
  • Ливан
  • Ливийская Арабская Джамахирия
  • Мальта
  • Мавритания
  • Марокко
  • Оман
  • Катар
  • Саудовская Аравия
  • Сомали
  • Судан
  • Сирийская Арабская Республика
  • Тунис
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Йемен

Азиатско-Тихоокеанский регион

  • Афганистан 
  • Австралия
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Королевство Бруней
  • Камбоджа
  • Китай
  • Острова Кука
  • Корейская Народно-Демократическая Республика 
  • Фиджи
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран, Исламская Республика
  • Япония
  • Казахстан
  • Кирибати
  • Киргизия
  • Лаосская Народно-Демократическая Республика
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Маршалловы острова
  • Микронезия (Федеративные Штаты)
  • Монголия
  • Мьянма
  • Науру
  • Непал
  • Новая Зеландия
  • Ниуэ
  • Пакистан
  • Палау
  • Папуа-Новая Гвинея
  • Филиппины
  • Республика Корея
  • Российская Федерация
  • Самоа
  • Сингапур
  • Соломоновы острова
  • Шри Ланка
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Тимор-Лешти
  • Тонга
  • Турция
  • Туркменистан
  • Тувалу
  • Узбекистан
  • Вануату
  • Вьетнам

Ассоциированные члены: Макао, Китай, Токелау

Европа и Северная Америка

  • Албания
  • Андорра
  • Армения
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Босния и Герцеговина
  • Болгария
  • Канада
  • Хорватия
  • Кипр
  • Чешская Республика
  • Дания
  • Эстония
  • Финляндия
  • Франция
  • Грузия
  • Германия
  • Греция
  • Венгрия
  • Исландия
  • Ирландия
  • Израиль
  • Италия
  • Казахстан
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мальта
  • Монако
  • Черногория
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Польша
  • Португалия
  • Польша
  • Румыния
  • Российская Федерация
  • Сан - Марино
  • Сербия
  • Словакия
  • Словения
  • Испания
  • Швеция
  • Швейцария
  • Таджикистан
  • Бывшая югославская Республика Македония
  • Турция
  • Украина
  • Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
  • Соединенные Штаты Америки

Ассоциированный член: Фарерские острова

Латинская Америка и Карибские острова

  • Антигуа и Барбуда
  • Аргентина
  • Багамские острова
  • Барбадос
  • Белиз
  • Боливия
  • Боливарианская Республика Венесуэла
  • Бразилия
  • Чили
  • Колумбия
  • Коста-Рика
  • Куба
  • Доминика
  • Доминиканская Республика
  • Эквадор
  • Сальвадор
  • Гренада
  • Гватемала
  • Гайана
  • Гаити
  • Гондурас
  • Ямайка
  • Мексика
  • Никарагуа
  • Панама
  • Парагвай
  • Перу
  • Сент-Китс и Невис
  • Сент-Люсия
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Суринам
  • Тринидад и Тобаго
  • Уругвай

Ассоциированные члены: Аруба, Британские Виргинские Острова, Каймановы острова, Антильские острова